Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа с.Хурикау
Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания "(далее - учебный план) для
1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО, фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план сформирован с учетом требований: -Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -Федерального закона
от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации»
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»)
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования»
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования о основного общего
образования»
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»
- Приказа Министерства просвещения РФ от 19.03.2024г. № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования».
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.10.2024г. № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования»
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа
с.Хурикау ", разработанный в соответствии с ФГОС начального общего образования, с
учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Средняя общеобразовательная школа с.Хурикау" начинается 01.09.2025 и
заканчивается 25.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах –
34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1
классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: 2
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание
уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале
трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в
большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40
минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35
минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч.,
в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий,
обеспечивающих различные интересы обучающихся
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя
общеобразовательная школа с.Хурикау " языком обучения является русский язык.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре
основной образовательной программы начального общего образования, в том числе, по
русскому языку, литературному чтению, иностранному языку (английскому),
математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, труду
(технологии), физической культуре, приведены в разделе «Программы отдельных
учебных предметов» Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Хурикау».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
предметами русский язык и литературное чтение.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «иностранный
язык» (английский язык) – 2-4 класс, в 1 классе не изучается.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«математика». Математика формирует алгоритмическое, творческое мышление,
воспитывает умение действовать точно, конструировать новые подходы.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»
представлена предметом «окружающий мир», представляющим школьникам единство и
многообразие свойств живой и неживой природы. Предмет готовит обучающихся к
освоению наук о природе.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «музыка» и
«изобразительное искусство», играющими важную роль в формировании ценности
«Культура».
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
«физическая культура». На преподавание предмета отводится 2 часа. Целью предмета
является формирование физического и психологического здоровья обучающихся, их
отношения к здоровому образу жизни, повышение устойчивости к воздействию
неблагоприятных жизненных ситуаций.
Предметная область «Технология» представлена предметом «труд
(технология)».
Для 4-х классов в обязательную часть учебного плана введен комплексный учебный
курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее ОРКСЭ). В рамках
учебного предмета ОРКСЭ выбор обучающихся и родителей (законных представителей)
модулей для изучения распределился следующим образом: «Основы православной
культуры» , «Основы светской этики». Содержание каждого модуля ориентировано на
знакомство с соответствующей культурой, религиозной и светской традицией и не
содержит критических оценок других религий и мировоззрений. При изучении
предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из
учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Хурикау» на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части: во 2-3-х классах по 1 часу отведено на изучение курса по формированию
читательской грамотности «В мире книг»
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО,
Письмом Минпросвещения №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 «Информационно-методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования» при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех
обучающихся:
1 час в педелю — на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок); на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
(в том числе финансовой грамотности); на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы
предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: занятия,
связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов
на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического
просвещения); на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках
реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных
классов); на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников,
Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
Для развития потенциала лиц, проявивших выдающиеся способности,
разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в
образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка,
учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. Часы, отведенные на внеурочную
деятельность, используются для проведения общественно полезных практик,
исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий,
походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий (по
возможности с учётом действующих санатарно-эпидемиологиченских норм).
Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа с.Хурикау». Часы внеурочной деятельности реализуются
как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие
праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально
допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических
часах) составляет 10 недельных часов на класс.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в
школе заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в
образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной,
воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной
программы образовательной организации.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические
работники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Хурикау» (учителя
начальной школы, учителя-предметники, педагоги-психологи).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по
следующим направлениям развития личности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к
самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
В 2025-2026 учебном году в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Хурикау»
внеурочная деятельность представлена:
-Спортивно-оздоровительная деятельность реализуется через занятия: «Подвижноспортивные игры» 1 час в неделю с 1 по 4 класс, Игровая психотерапия» (1 час) - 1-4
класс, «В здоровом теле - здоровый дух» (1час в неделю) - 1-4 класс, «Юный спасатель)
(1 час в неделю) – 1,2,4 класс.
- Проектно-исследовательская деятельность организуется через курсы: «Я исследователь» (1 час в неделю) – 1-4 класс, «Наша Родина от края и до края» (1 час в
неделю) -1-3 класс, «Проектная и учебно-исследовательская деятельность» (0,75
недельных часа) с 1 по 4 класс (курс изучается обучающимися во всех классах)
- Коммуникативная деятельность представлена информационно-просветительским
занятием патриотической, нравственной и экологической направленности - )– цикл
внеурочных занятий «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) – 1 час в
неделю (проводят классные руководители) - курс посвящен самым различным темам,
волнующим современных учащихся. Центральными темами «Разговоров о важном»
станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение,
нравственность, экология и др.; превентивной программой по 0,25 недельных часа
«Полезные привычки» с 1 по 4 класс, а также курсом «Уроки нравственности» (1
недельный час – 1,3,4 класс).
- Художественно-эстетическая творческая деятельность реализуется через курс «Моя
художественная практика» (1 недельный час) – 1-4 класс. - Информационная культура
представлена курсом «Основы логики и алгоритмики» по 1 недельному часу со 2 по 4
класс.
- Интеллектуальные марафоны включают: занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся «Развитие функциональной грамотности» - 1 час (1-4 класс);
занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся «Тропинка в мир профессий»– 1 час (1-4 класс).
Обязательным для всех обучающихся является курс «Орлята России» (по 1 часу на
каждый класс) - 1-4 класс
- «Учение с увлечением!» включает курсы: «Английский – легко и просто» (1 час в
неделю») – 1-4 класс, «Математическая шкатулка» (1 час в неделю) – 1-4 класс;
«Словесное творчество» (1 час в неделю) – 1-4 класс
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы
из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются в учебном
плане образовательного учреждения обязательными и оцениваются по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа с.Хурикау ".
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Формы промежуточной аттестации учащихся осуществляются в соответствии со
статьей 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с Положением о промежуточной аттестации учащихся МБОУ
СОШ с.Хурикау и Основной образовательной программой НОО.
Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с Основной
образовательной программой МБОУ «СОШ с.Хурикау» включает процедуры
внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку,
портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений учащихся.
К внешним процедурам относятся: независимая оценка качества образования и
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального
уровней.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО достижение личностных результатов не
выносится на итоговую оценку учащихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации. Оценка
этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних
неперсонифицированных мониторинговых исследований. Во внутришкольном
мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся оценка
сформированности отдельных личностных результатов осуществляется классным
руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных
занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и
представляются в виде характеристики.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Диагностические
работы на сформированность метапредметных результатов проводятся с
периодичностью не менее, чем один раз в два года (в соответствии с Основной
образовательной программой МБОУ «СОШ с.Хурикау»).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка предметных результатов
ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и
итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе
внутришкольного мониторинга.
Стартовая диагностика проводится учителями с целью оценки готовности к изучению
отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики не заносятся в
классный журнал, но анализируются на педагогическом консилиуме. Тематическая
оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических
планируемых результатов по предмету.
Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её
изучения. Формами тематической оценки могут быть письменные контрольные работы,
тесты, диктанты и другие формы в соответствии с рабочей программой педагога.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой
активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов,
выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших
достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы
учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти
работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.).
Учебный план (по варианту 4) начального общего образования
(1 кл. - 5-дневная учебная неделя,
2 - 4 кл. - 6-дневная учебная неделя с изучением родного языка)
Учебный план начального общего образования
(1 кл. - 5-дневная учебная неделя, 2 - 4 кл. - 6-дневная учебная неделя с изучением
родного языка)
Предметные области
Учебные
предметы/классы
Количество часов в неделю
Всего
I
II
III
IV
а,б
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
3
3
3
3
12
Родной (ингушский)
язык
2
2
2
2
8
Литературное чтение на
родном (ингушском)
языке
1
1
1
1
3
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
-
-
-
1
1
Музыка
0,5
1,5
1
1
4
Искусство
Изобразительное
искусство
0,5
1,5
1
1
4
Технология
Труд (Технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
Итого:
21
24
24
25
95
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
0
1
2
1
4
Литературное чтение
0
1
1
0
2
Физкультура
0
0
1
1
3
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
653
884
884
884
3305
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
(с
учето
м 15
часов
в
сентя
бре октяб
ре)
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
21
(15
часов
в
сентя
бре октяб
ре)
(с
учетом
15
часов
в
сентяб
ре октябр
е)
26
26
26
98
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации учащихся на
уровне основного общего образования и проводится в конце полугодия и в конце
учебного года по каждому предмету обязательной части учебного плана.
Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ, итоговой работы (в
соответствии с рабочей программой) и фиксируется в дневнике.
Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ
установлено по каждому предмету в соответствии с рабочей программой.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Класс
Предмет
Русский язык
Литературное
чтение
Родной
(ингушский)
язык
2
3
4
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверочная работа
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверочная работа
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверочная работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Тестовая работа
Литературное
чтение
на
родном
(ингушском)
языке
Проверочная работа
Иностранный
язык
(английский)
Контрольная работа
Математика
Окружающий
мир
ОРКСЭ
Музыка
ИЗО
Труд
(технология)
Физическая
культура
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Творческая работа
Тематический проект
Творческая работа
Тематический проект
Тематический тест
Творческая работа
Тематический проект
Тематический проект
Тематический проект
Тематический проект
Контрольные
нормативы/тестировани
е
Контрольные
нормативы/тестирование
Контрольные
нормативы/тестирование
Освоение основных образовательных программ начального
завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
общего
образования
План организации внеурочной деятельности (аудиторных занятий) для
учащихся 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения – средней общеобразовательной школы с.Хурикау Моздокского
района РСО-Алания на 2025 - 2026 учебный год
Наименование
курса
внеурочной
деячтельности
Разговоры о
важном
Способы оплаты
Класс Как
Иные
.рук. учебн способы
ый час оплаты
х
Классы (все параллели)
1
2
3
4а
4б
1
1
1
1
1
Функциональная
грамотность
х
1
1
1
1
1
«Занимательная
математика»
х
1
1
1
1
1
Работа со
слабыми
обучающимися
х
1
1
1
1
1
4
4
4
4
4
Итого
Объем внеурочной деятельности (аудиторных занятий) на уровне начального
общего образования составляет 405 часов за четыре года обучения