Учебный план 2-4 классов 2022-2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
на 2022– 2023 учебный год

Учебный план уровня начального общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы с.Хурикау 2022-2023 учебный год разработан на основании:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
03.08.2018 года № 317-ФЗ»;
 санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10
(Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции от
24.11.2015);
 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской
Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (в редакции Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.
2015 № 81);
 примерной основной образовательной программы начального общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования и одобренной
решением
федерального
учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015 г. № 1/15);
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от
26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от
29.12.2014 г. № 1643);
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
 приказа от 22 ноября 2019 года «О внесении изменений в Федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
сформированный приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»

приказа от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в Федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования,
сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. № 345»
 приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 приказа Министерства образования и науки РФ от 04.11.2010 № 1015 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений»;
 письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О
введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»;
 письма Минобрнауки РФ от 08.10. 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении
третьего часа физической культуры»;
 письма Минобрнауки РФ от 07.09. 2010 г. № ИК-1374/19 и письма
Министерства спорта и туризма РФ от 13 сентября 2010 года № ЮН-0209/4912 «О методических указаниях по использованию спортивных
объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных
уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;
 письма Минобрнауки РФ от 16 мая 2012 года № МД-520/19 «Об
оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных
учреждений»;
 письма Департамента развития системы физкультурно-спортивного
воспитания «О направлении учебных программ по физической культуре
для общеобразовательных учреждений» от 06 июня 2012 года № 19-166,
от 25 июня 2012 года № 19-186;
 письма Министерства образования и науки России от 25.05.2015 № 08761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
 письма Министерства образовании и науки от 19.01.2018 года № 08-96 «О
методических рекомендациях»;
 письма Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 года №
ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на
родном языке»;
 письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из
числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
 Устава МБОУ СОШ с.Хурикау
 Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного
(ингушского) языка», «Литературного чтения на родном (ингушском)
языке» и «Родной (ингушской) литературы» (приказ МБОУ СОШ

с.Хурикау № 3 от 29.08.2015г.), осуществляющего образовательную
деятельность по реализуемым образовательным программам;
 Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ
с.Хурикау (пр.№ 3 от 29.08.2015 г.);
 основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ с.Хурикау (пр.№ ……. от …………г.);

Уровень начальное общее образование
1.Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ с.Хурикау
на 2022–2023 учебный год является документом, распределяющим учебное
время, отводимое на изучение различных учебных предметов обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяющим
максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся.
1.1.Содержание и структура учебного плана начального общего
образования определяется требованиями ФГОС, системой УМК, задачами и
спецификой образовательной деятельности МБОУ СОШ с.Хурикау,
сформулированными в уставе образовательного учреждения. Учебный план
уровня начального общего образования призван обеспечить освоение
учащимися государственного образовательного стандарта, и дает возможность
формировать познавательную мотивацию, развивать личностную активность,
способствовать сохранению здоровья.
1.2. Учебный план предусматривает следующий режим:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального
общего образования для 2-4 классов;
 продолжительность учебного года:
 в 1-х классах – 33 учебные недели;
 во 2-4-х классах – 34 учебные недели;
 продолжительность учебной недели в 1классах – 5 дней;
 продолжительность учебной недели в 3-4 классах – 6 дней;
- обязательная недельная нагрузка обучающихся:
в 1-х классах – 21 час;
во 2-4-х классах – 26 часа;
- продолжительность урока: в 1-х классах используется «ступенчатый» режим
обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут
каждый; во 2-4-х классах – 45 минут.
1.3. Объем времени на выполнение домашних заданий:
во 2-3-х классах – 1,5 ч,
в 4-х классах – 2 ч.
1.4. Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся, без домашних заданий.
1.5. На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.10 для учащихся 1-х классов введены
дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.
1.6.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

2.

Общая характеристика.

2.1. Реализация содержания федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обеспечивается учебнометодическим комплексом, направленным на общекультурное, личностное,
познавательное развитие, на формирование универсальных учебных действий:
«Школа России»……………..
2.2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений:
 Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их
изучение.
 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
определяет
содержание
образования,
обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей).
 ОО реализовывает примерный учебный план начального
общего
образования Вариант №3 для общеобразовательных организаций, в
которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним
изучается один из языков народов Российской Федерации
 Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов
и более 3345 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до
1350 часов за 4 года обучения.

Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
предметами:
 русский язык - 4 часа в неделю в 1 классах,
 русский язык - 5 часов в неделю в 3-4 классах,
 литература – 2 часа в неделю в 1классах, 3 часа в неделю в 3-4 классах.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» представлена предметами:
 родной язык (ингушский) и литературное чтение на родном языке
(ингушском) – 2часа в неделю в 1 классе,3 часа в неделю в 2-4 классах;
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке
направлено
на
развитие
языковой компетентности, коммуникативных
умений, диалогической и монологической речи.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
иностранный язык (английский) – 2 часа в неделю во 2-4 классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена
предметом математика - 4 часа в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметом окружающий мир - 2 часа в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики»
представлена предметом основы религиозной культуры и светской этики – 1
час в неделю в 4 классах.

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом
физическая культура – 2 часа в неделю в 1 классе,3 часа в неделю в 1-4 классах.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами:
 музыка -1 час в неделю в 1-4 классах,
 изобразительное искусство -1 час в неделю в 1-4 классах.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом
технология -1 час в неделю в 1-4 классах.

2.3. Особенности учебного плана ОУ:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
 Часы части формируемой участниками образовательных отношений
в учебном плане использованы:
- для введения дополнительного часа по математике во 2 классе -1час в
неделю;
- для введения дополнительного часа по математике в 3 классе- 1 час в
неделю.

В соответствие с Концепцией « Шахматное образование в
образовательных организациях РСО-Алания» вводится предмет «Шахматы» .
Программа предполагает поэтапное введение предмета «Шахматы» в школе с 2
по 4 классы.
I этап: 2018-2019 учебный год, организация учебных занятий по шахматам в 1-х
классах 0,5ч. в рамках преподавания предмета «Физическая культура».
II этап: 2019-2020 учебный год, организация учебных занятий по шахматам во
2-х классах 0,5ч. в рамках преподавания предмета «Физическая культура».
III этап: 2020-2021 учебный год, организация учебных занятий по шахматам во
3-х классах 0,5ч. в рамках преподавания предмета «Физическая культура».
IVэтап: 2021-2022 учебный год, организация учебных занятий по шахматам во
3-х классах 0,5ч. в рамках преподавания предмета «Физическая культура».
Vэтап: 2021-2022 учебный год, организация учебных занятий по шахматам во
4-х классах 0,5ч. в рамках преподавания предмета «Физическая культура».

в 3,4-х классах «Информатика» является модулем предмета «Математика».
Предмет «Окружающий мир» интегрирован с основами безопасности
жизнедеятельности и правилами дорожного движения с целью формирования у

учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих
знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные
факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также
ликвидировать негативные последствия и оказывать само и взаимопомощь.
С целью формирования основ финансовой грамотности в 1-4 классах в
предметах «Математика», «Окружающий мир», «Технология» включен модуль
«Основы финансовой грамотности»;
С целью формирования национальной, этнической и социальной
идентичности, изучения истории родного края в 1-4 классах в предметы
«Окружающий мир», «Музыка», «ИЗО», «ОРКСЭ», «Литературное чтение»
2.4
Учебный
план
обеспечивает
выполнение
санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
2.5 Во 2-4-х классах производится деление на группы при организации
занятий по иностранному языку.

3. Промежуточная аттестация во 2-4-х классах проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ
с.Хурикау (приказ от № 3 г. от 29.08.2015г.).
В 4-х классах проводится комплексная работа на межпредметной основе.
3.1.

Учебный план МБОУ СОШ с.Хурикау направлен на достижение
планируемых результатов обучения и воспитания.

Учебный план МБОУ СОШ с.Хурикау уровня начального общего образования (1-4 классы) на
2022-2023 учебный год
Примерный учебный план
начального общего образования
Предметные области Учебные
предметы
Классы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Филология
Родной язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика
и Математика
информатика
Общество-знание
и Окружающий мир
естествознание
Основы религиозных Основы религиозных культур и
культур и светской светской этики
этики

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

4
2
3
–
4

5
3
3
2
4

5
3
3
2
4

5
3
3
2
4

15
9
9
6
12

2

2

2

2

6

–

–

–

1

1

Искусство

Музыка
Изобразительное искусство

Технология
Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого:

1
1

1
1

1
1

1
1

3
3

1
3
21

1
3
25

1
3
25

1
3
26

3
9
76

1

1

26

26

Часть, формируемая участниками образовательных –
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
21

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1ч. – 2кл.- математика
1ч. – 3кл.- математика
0,5ч.–4кл.-математика

2

26

78

Количество часов учебных занятий по уровням образования
Уровень общего образования

Количество аудиторных учебных часов
Минимальный

Максимальный

Начальное общее образование

2904

3345

Основное общее образование

5267

6020

Среднее общее образование

2170

2590

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей
и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как
экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательного процесса и возможностей образовательного учреждения
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут
использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных
смен, летних школ.
Организация внеурочной деятельности зависит от возраста и вида деятельности.
Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия,
рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день
для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных
классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы
ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить
чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для
обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности
использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы,
библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры
детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Формы промежуточной аттестации обучающихся начальной школы
Предметная
область
Русский я зык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
Искусство
Технология
Основ
религиозных
культур и
светской этики
Физическая
культура

Учебные
предметы

Формы промежуточной аттестации
2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

диктант с
грамматическим
заданием

комплексная
работа

Литературное
чтение

тестовая работа

контрольная
работа

Родной язык

диктант с
грамматическим
заданием

контрольная
работа

тестовая работа

контрольная
работа

контрольная
работа

контрольная
работа

контрольная
работа

комплексная
работа
комплексная
работа

Литературное
чтение на
родном языке
Иностранный
язык
(английский)
Математика
Окружающий
мир
Изобразительное искусство

тестовая работа

творческая работа учебный проект

Музыка

отчетный концерт отчетный концерт

Технология
Основы
религиозных
культур и
светской этики

проектная работа

проектная работа

проектная работа

проектная работа

сдача
контрольных
нормативов

сдача
контрольных
нормативов

Физическая
культура


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».