Учебный план 5 класса 22-23

1.

Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования МБОУ СОШ
с.Хурикау на 2022-2023 учебный год

1.1.Учебный план
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план
является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
с.Хурикау Моздокского района РСО-Алания. Он определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся.
1.2.
Нормативная база
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения- средней
общеобразовательной школы с.Хурикау Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания
на 2022–2023 учебный год разработан на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64100).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019г. №632 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования», сформированный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28.12.2018г. №345
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016г. №699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждѐнных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждѐнных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№28.

Инструктивно-методические письма:
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г. № 08-761 «Об
изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2015г. № НТ-670/08 «О
направлении методических рекомендаций».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018г. № 08-96 «О методических рекомендациях».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических
рекомендаций».
- Письмо Минобрнауки РФ от 16 мая 2012 года № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений
общеобразовательных учреждений»;
- Письмо Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания «О направлении учебных
программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений» от 06 июня 2012 года № 19-166, от
25 июня 2012 года № 19-186;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 года № ТС-945/08 «О реализации прав
граждан на получение образования на родном языке»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «О
реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных
организациях»;
- Устава МБОУ СОШ с.Хурикау;
- Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского) языка», «Литературного
чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской) литературы» (приказ МБОУ СОШ с.Хурикау
№ ____ от_______20____ г. осуществляющего образовательную деятельность по реализуемым
образовательным программам;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Хурикау
(пр. № от ______20___ г.)
МБОУ СОШ с.Хурикау несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным
стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам
обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

1.3 Организация учебного процесса в МБОУ СОШ с.Хурикау Моздокского района
РСО-Алания.
Организация образовательного процесса в МБОУ СОШс.Хурикау Моздокского района РСО-Алания
регламентируется годовым календарным учебным графиком.
Продолжительность учебного года:
- в 5-9 классах - 34 учебные недели
Учебный год начинается 5 сентября 2022 года.
Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых в 5-9-х классах
выставляются отметки за текущее освоение общеобразовательных программ.
Продолжительность урока в 5-9-х классах составляет 45 минут. Проведение нулевых уроков
запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 30 минут.
Начало занятий в 08 часов 10 минут. Обучение осуществляется в одну смену.
Расписание звонков в основной школе:
Урок
Продолжительность урока
Продолжительность перемены
п/п
1
2
3

4
5
6
7
Продолжительность учебной недели
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана основного общего
образования МБОУ СОШс.Хурикау Моздокского района РСО-Алания не превышает величину
недельной образовательной нагрузки.
Продолжительность учебной недели: 6 учебных дней.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования условиям и организации обучения в
обще- образовательных учреждениях» и составляет:
Классы
Максимальная недельная нагрузка (часов)
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем
максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 5 классов - не более 6 уроков;
Особенности учебного плана
2.Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ с.Хурикау: - 5 класса обучаются по
общеобразовательным программам ФГОС основного общего образования. ОО реализовывает
примерный учебный план основного общего образования Вариант №5 для общеобразовательных
организаций, в которых обучение ведѐтся на русском языке, но наряду с ним изучается один из
языков народов Российской Федерации. Для реализации потенциала обучающихся (одаренных
детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.1. Особенности учебного плана МБОУ СОШс.Хурикау в обязательной части:
С целью удовлетворения потребностей обучающихся на изучение родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней, развитие познавательного интереса к
родному языку, а через него к родной культуре ОО реализовывает примерный учебный план основного общего образования Вариант №5 для общеобразовательных организаций, в которых
обучение ведѐтся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской
Федерации, в котором на предметы «Родной язык (русский, ингушский)» и «Родная литература
(русская, ингушская)» отводится 2 часа в обязательной части и 1 час из части формируемой
участниками образовательного процесса.
В предметную область «Русский язык и литература» входят предметы «Русский язык» 5 класс,
«Литература» 5 класс.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена
предметами родной язык (ингушский) и литературное чтение на родном языке (ингушском) – 3
часа в неделю в 5 классе.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом иностранный язык
(немецкий язык ) – 3 часа в неделю.
В предметную область «Математика и информатика» входят предметы «Математика» 5 класс.
В 5 классе предметная область «Общественно-научные предметы» представлена следующими
предметами: «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География».
Предметную область «Естественно – научные предметы» составляет предмет «Биология».
В предметной области «Искусство» в 5 классе изучаются предметы «Изобразительное искусство»
1 час в неделю, «Музыка» 1 час в неделю.
Предметная область «Технология» включает предмет «Технология» в 5 классе – 2 часа.

В предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
изучаются следующие дисциплины: «Физическая культура». В 5 классе при 6-дневной учебной
неделе количество часов на физическую культуру составляет 2 часа .
Учебным планом основного общего образования предусмотрено распределение часов части,
формируемой участниками образовательного процесса. Указанные часы распределились
следующим образом:
В 5 –ых классах по 1 часу в неделю части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, использованы для увеличения часов «Математика», « Родной язык и
Родная литература», «Биология».
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее –
ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования должна обеспечить, в том
числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в
становлении российской государственности. Предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных
предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов
Российской Федерации. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» может быть реализована за счет: части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений; включения в рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания; реализации. Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную
деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области
ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания,
в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции образовательной
организации. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе

1 час в неделю.
Региональной спецификой учебного плана является изучение учебных предметов:
«Ингушский родной язык» (3 ч. в неделю) в 5 классе;
Также в 5 классе предполагается выделение региональной тематики внутри содержания учебных
предметов в виде отдельных тем при изучении литературы, биологии, ИЗО, музыки, физической
культуры, технологии.

Часть, формируема участниками образовательных отношений
Часы компонента образовательной организации в учебном плане по заявлениям и предпочтениям
родителей использованы на изучение следующих предметов:
Предметные
области

Предметы
Информатика

Основы
духовно- ОДНКНР
нравственной
культуры народов
России

5
1
1

Требования к объѐму домашних заданий
Согласно п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10 домашние задания даются обучающимся с учѐтом
возможности их выполнения в следующих пределах: - в 5-х классах - 2 ч.
1.3.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Сроки
проведения годовой промежуточной аттестации в МБОУ СОШ с.Хурикау Моздокского района РСОАлания устанавливаются календарным учебным графиком школы.
На основании Положения МБОУСОШ с.Хурикау Моздокского района РСО-Алания «О формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся» годовая промежуточная аттестация обучающихся 5 классе может проводиться по
каждому учебному предмету* с учетом его специфики, и представлена в таблице:
Предметы

Формы возможной
промежуточной
аттестации
5 класс

Филология
Литература
Родной язык и
литература
Иностранный язык
Математика
История России
Всеобщая история
География
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

Диктант с грамматическим
заданием
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование
Контрольная работа
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование
Итоговое тестирование
Практическая работа
Практическая работа
Проектная работа
Дифференцир. зачет

*Зачет – это форма контроля знаний обучающихся. Зачет проводится на заключительных занятиях
по соответствующей дисциплине. Педагог решает сам, в каком виде будет проходить проверка
знаний: устный опрос, рефераты, письменные работы. Педагог также учитывает посещаемость и
активность обучающегося на занятиях в течение периода обучения. Особо прилежным обучающимся
педагог может поставить зачет «автоматом».
*Дифференцированный зачет – это зачет, по результатам которого ставится оценка;
Итоги годовой промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по
пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по которым она
проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в
отдельном столбце. Итоговая отметка по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) при
проведении годовой промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями выставляется
учителем с учетом отметок за четверть, годовой отметки и отметки, полученной при прохождении
годовой промежуточной аттестации.

Недельный учебный план основного общего образования
на 2022-2023 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы с. для 5 курикауласса по ФГОС НОО-2021 г..
(изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
Шестидневная учебная неделя.
Предметные области Учебные
предметы

Количе
ство
Классы часов в
неделю

Обязательная часть
Русский язык и литература

Родной язык и
литература
Иностранный язык

Русский язык

5

Литература

3

родная Родной(ингушский) язык и литература

2

Иностранный язык (английский)

3

Математика и информатика

Математика

5

Общественно-научные
предметы

История

2

География

1

Биология

1

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

2

Естественно-научные
предметы
Искусство

Технология

Физическая
культура
и Физическая культура
Основы
безопасности
жизнедеятельности

2

Итого

28

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык

1

ИВТ

1

Родной язык

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

План внеурочной деятельности основного общего образования
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности МБОУСОШ с.Хурикау обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, основного общего образования. В рамках реализации ФГОС основного общего
образования (ФГОС ООО) осуществляется внеурочная деятельность в формах, отличных от классноурочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов
и запросов детей и родителей МБОУ СОШ с.Хурикау внеурочная деятельность осуществляется через
модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности. Особое внимание уделяется функциональной грамотности
обучающихся, а также профориентации как важным элементом дальнейшего развития каждого
школьника.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ СОШ с.Хурикау. При
реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной
деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность направлена на:
1) создание условий для развития личности ребѐнка, развитие его мотивации к познанию и
творчеству;
2) приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям
(включая региональные социально-культурные особенности);
3) профилактику асоциального поведения;
4) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
5) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности обучающегося;
6) развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов
Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их
общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития,
самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих
способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации
внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся:
информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в
сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Направления и формы организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1. духовно- нравственное;
2. общеинтеллектуальное;

3. общекультурное;
4. социальное;
5. спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно-нравственного
воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом ученике
гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и
национальных ценностей; на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности,
направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового алгоритма
приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в
этом направлении. - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому процессу
познания.
Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и художественнотворческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся ощущать свою
принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и
ценностях.
Социальное направление (социально- преобразующее творчество) - создание условий для перевода
обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на
основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей,
разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Спортивно-оздоровительное направление строится с опорой на Программу формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
В связи с выбранной моделью построения плана внеурочной деятельности внимание уделяется
следующим:
учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы;
математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы,
метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию
проектной и исследовательской деятельности);
енную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на
уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по
интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики
региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;
потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию
социальных практик (в том числе волонтѐрство), включая общественно полезную деятельность,
профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских
навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
учающихся
(проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных
отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков,
возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты
учащихся).
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного
общего образования определяет образовательная организация.

Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком
образовательной организации. Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические,
филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции,
конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества
учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебноисследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам
внеурочной деятельности относят олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны. Возможны
дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные
исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной).
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы, спортивные праздники,
викторины, экскурсии, Дни здоровья. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого
обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.

План внеурочной деятельности в 5 классе
МБОУ СОШс.Хурикау на 2022-2023 уч.год.
№
п/
п

Ф.И.О.

Напрвление
деятельности

Название

Классы

Кол-во учся в
классах

Кол-во

Кол-во учся в
классах

Кол-во

часов

1.

2.
ИТОГО

Кружки ФГОС
№
п/
п

Ф.И.О.

1.
Итого:

Название кружка

Напрвление
деятельности

Классы

часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».